проект
КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся
1.1. Основная идея и цели правового регулированиязаконопроекта
Основной идеей законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности при перевозках опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом» является установление на базе института обязательного страхования гражданской ответственности лица, осуществляющую деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих, сформировать систему гарантированной компенсации вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, окружающей природной среде, причиненный при перевозках опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом» (далее - обязательное страхование).
Целью введения обязательного страхования является защита прав потерпевших физических и юридических лиц, а также государства, на возмещение вреда при осуществлении перевозок опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Перевозка опасных веществ (грузов) на любом транспортном средстве потенциально опасна - частота аварий на транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных веществ, находится в лидирующей группе среди всех опасных производственных объектов. Однако данные объекты оказались вне сферы действия Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
По оценкам Минтранса России, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 млн. тонн. Из них 65% приходится на долю автомобильного транспорта, около 30% - железнодорожного транспорта, около 0,1% - авиации, примерно 5% - речного и морского транспорта. Наиболее важным и проблемным вопросом в области перевозок опасных грузов является снижение их аварийности. В России ситуация во многом осложняется тем, что значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что создает повышенную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций с особо тяжелыми последствиями.
Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, сами являются источниками повышенной опасности, и в случае, когда на них перемещаются опасные вещества в пространстве, то вероятность нанесения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на таком опасном производственном объекте является повышенной по сравнению со стационарными опасными производственными объектами. Оставление транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных веществ (грузов), вне сферы действия законодательства об обязательном страховании приведет к усложнению процесса локализации и ликвидации последствий аварий и возмещения вреда, причиненного гражданам, юридическим лицам и окружающей среде, сохранит действующий уровень риска размеры бюджетных затрат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае подобных аварий. Напротив, принятие соответствующего законасущественно повысит требования к соблюдению норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда при транспортировке опасных грузов, в том числе со стороны страховых организаций.
Данный законопроект должен распространяться на перевозки опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом. Ответственность при перевозках опасных грузов на воздушном транспорте регламентирована международными договорами Российской Федерации, регулирующими договоры международной воздушной перевозки, а также Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ и не требует дополнительного правового регулирования. Ответственность при перевозках опасных грузов на морском транспорте также регулируется международными договорами Российской Федерации и Кодексом торгового мореплавания от 30.04.1999 года № 81-ФЗ и не требует дополнительного правового регулирования. Ответственность при перевозках опасных грузов на внутреннем водном транспорте регламентирована ст.121 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
С учетом имеющихся и определенных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, часть I, ст. 1), Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 18-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 170), Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 17-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169), Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5555), Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», прав и обязанностей круга лиц, участвующих в отношениях по организации обязательного страхования, должны быть определены новые права и обязанности, содержание которых будет раскрываться исходя из необходимости:
1. Всеобщности и обязательности страхования.
2. Невозможности осуществления перевозчиками своей профессиональной деятельности по перевозке опасных грузов без наличия данного страхования, или применения к ним установленных законом административных санкций в случае такого нарушения.
3. Наличия договора обязательного страхования как одного из обязательных условий допуска перевозчика к профессиональной деятельности.
4. Возложения контроля за исполнением закона на государственный надзорный орган в сфере транспорта.
5. Установления правовых барьеров, направленных на ограничение правосубъектности страховщиков в части неоправданного снижения сумм страхового возмещения пострадавшим (их законным представителям), задержки установленных будущим законом сроков страховых выплат, расширения перечня документов, предоставляемых страховщикам в целях получения страховой компенсации и т.д., а также усиления гражданской и административной ответственности страховщиков за нарушения прав пострадавших.
6. Формирование в рамках закона института гарантийных выплат для их осуществления в случае банкротства страховщиков - в соответствии с правилами осуществления гарантийных выплат, согласованных с федеральным органом по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию страховой деятельности;
7. Законодательное закрепление механизмов по привлечению внебюджетных средств для повышения безопасности перевозок, направленных на предупреждение наступления страховых случаев.
8. Введения механизма предварительных компенсационных выплат пострадавшим на неотложные расходы, в связи с причинением вреда их жизни или здоровью.
9. Обеспечения экономической заинтересованности страховщиков в повышении качества страховой услуги и снижения ее цены путем организации конкурентной среды на рынке страховых услуг;
10. Обеспечение экономической заинтересованности транспортных организаций в повышении безопасности перевозок путем создания механизмов экономического поощрения безаварийно работающих страхователей.
1.2. Предмет правового регулирования законопроекта
Предметом правового регулирования будущего закона являются общественные отношения в сфере организации обязательного страхования, в т.ч.:
- связанные с заключением, изменением, исполнением и прекращением договора обязательного страхования;
- возникающие между пострадавшими третьими лицами, либо страховщиком, либо гарантийным фондом, с одной стороны, и органами и организациями, оформляющими документы, необходимые для принятия решения о выплате возмещения по договору обязательного страхования, с другой стороны;
- связанные с деятельностью гарантийного фонда по обеспечению выплат по обязательному страхованию;
- связанные с дополнительным финансированием мероприятий, направленных на снижение аварийности на транспорте, т.е. на предупреждение наступления страховых случаев и уменьшения неблагоприятных последствий наступивших страховых случаев.
1.3. Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта
Действие норм, устанавливаемых законопроектом, будет распространяться на всех субъектов обязательного страхования рисков гражданской ответственности перевозчика за вред третьим лицам, возникающих при перевозках опасных грузов:
1) на перевозчиков, выступающих в качестве страхователей по обязательному страхованию;
2) на страховщиков – страховых организаций, получивших в установленном порядке лицензии на право обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика опасных грузов и заключивших соответствующий договор обязательного страхования;
4) на третьих лиц – физических лиц, жизни, здоровью и/или имуществу которых причинен вред при перевозке опасных грузов; на третьих лиц – юридических лиц, имуществу которых причинен вред при перевозке опасных грузов; на третье лицо - государство, имуществу и природной среде которого причинен вред при перевозке опасных грузов;
5) на выгодоприобретателей - граждан, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – родители, супруг, детиумершего третьего лица, а в случае смерти третьего лица, не имевшего самостоятельного дохода, – граждане, у которых он находился на иждивении, в отношении возмещения необходимых расходов на погребение умершего третьего лица – лицо, понесшее такие расходы (выгодоприобретатели).
6) на органы, осуществляющие контроль за заключением и исполнением договоров обязательного страхования; на органы и организации, оформляющие документы, необходимые для принятия решения о выплате возмещения по договору обязательного страхования;
7) на гарантийный фонд - некоммерческую организацию, созданную в соответствии с действующим законодательством, аккумулирующая часть средств по обязательному страхованию.
1.4. Риски перевозчиков опасных грузов, которые должны быть обеспечены страховой защитой и предельные страховые суммы по ним.
1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного потерпевшего;
2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего в размере не менее чем два миллиона рублей на одного потерпевшего;
3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего (за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности) в размере не менее чем триста пятьдесят тысяч рублей на одного потерпевшего;
4) по риску гражданской ответственности за нарушением условий жизнедеятельности потерпевшего в размере не менее чем двести тысяч рублей;
5) по риску гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде в части причинения вреда водным объектам, объектам животного мира, охотничьим ресурсам и почвам в размере не менее десяти миллионов рублей.
1.5. Структура прав и обязанностей будущих участников отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика опасных грузов.
1.5.1. Права и обязанности перевозчиков опасных грузов.
Перевозчик имеет право:
- на обеспечение свободы выбора страховой организации, с которой он заключает договор обязательного страхования;
- на снижение ставки страховой премии при безаварийной работе.
Перевозчик обязан:
- на условиях, предусмотренных будущим законом, страховать свою гражданскую ответственность за возможное причинение при исполнении договора перевозки опасных грузов вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также окружающей природной среде;
- заключать с грузовладельцами договор перевозки опасных грузов, а также исполнять такой договор, только при наличии действующего в отношении него договора обязательного страхования.
1.5.2. Права и обязанности страховщиков
Страховщик вправе:
- заключать договор обязательного страхования на основании требований, установленных законом, а также правил страхования, разработанных самим страховщиком или объединением страховщиков.
- по соглашению со страхователем определять страховые суммы договора обязательного страхования отдельно для причинения вреда жизни и здоровью, для причинения вреда имуществу и для причинения вреда окружающей природной среде при условии, что они не будут меньше минимальных страховых сумм, установленных будущим законом.
- потребовать от потерпевшего, требующего выплату за поврежденное имущество, представить поврежденное имущество для осмотра и экспертизы, мотивировав это необходимостью установить обстоятельства, которые не могут быть установлены по имеющимся у него документам. Немотивированные требования не допускаются. Осмотр и экспертиза проводятся за счет страховщика. Время с момента заявления страховщиком этого требования до момента представления потерпевшим поврежденного имущества страховщику не засчитывается в срок для выплаты.
- потребовать от потерпевшего, требующего выплату за поврежденное здоровье, документы, подтверждающие факт страхового случая и размер причиненного вреда, в случае если данные обстоятельства не могут быть установлены имеющимися у него документами.
- требовать от органов и организаций, оформляющих документы, необходимые для определения факта наступления страхового случая по договору обязательного страхования и величины выплаты, представить документы, которые они обязаны оформлять.
- назначить и проводить расследование обстоятельств наступления страхового случая по договору обязательного страхования.
Страховщик обязан:
- в указанный в будущем законе срок (определяемый конкретным числом дней) выплатить возмещение потерпевшему по его требованию при наступлении страхового случая. Страховым случаем по договору обязательного страхования является наступление ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Он может отказать в выплате только если докажет, что перевозчик, ответственность которого застрахована, не отвечает за причиненный потерпевшему вред либо в случае, когда вред потерпевшему уже возмещен полностью или частично.
- выплачивать возмещение в пределах установленной в договоре обязательного страхования страховой суммы, но не более предельного размера ответственности перевозчика перед третьими лицами, установленного действующим законодательством;
- производить предварительные выплаты пострадавшим в случаях, установленных будущим законом;
- за необоснованный отказ в выплате, задержку выплаты уплатить лицу, предъявившему требование, пеню, установленную будущим законом;
- при определении страховой премии использовать систему коэффициентов на основании принципов, определенных законом или в установленном им порядке;
- производить отчисления в гарантийный фонд в размере и в порядке, установленном будущим законом.
Страховщик не вправе:
- отказать в выплате иначе как по основаниям, прямо перечисленным в будущем законе;
- приостановить исполнение своих обязательств по договору обязательного страхования, а также том досрочно отказаться от исполнения договора обязательного страхования.
2. Место будущего федерального закона в системе действующего законодательства
Законопроект направлен на реализацию конституционного права на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц (ст. 35, 42, 53 Конституции Российской Федерации). Возлагая на перевозчиков обязанность страховать риск своей гражданской ответственности в пользу лиц, которым может быть причинен вред в процессе перевозки грузов, и закрепляя при этом возможность во всех случаях, независимо от материального положения причинителя вреда, обеспечить потерпевшим возмещение вреда в пределах, установленных законом, будущий закон направлен на реализацию одной из важнейших функций Российской Федерации как социального правового государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации), что в настоящее время в недостаточной степени обеспечено в связи с отсутствием адекватного механизма защиты прав потерпевших, отвечающего современному уровню развития количественных и технических показателей автомобильного и железнодорожного транспорта, многократно увеличивающих его потенциальную опасность.
Вытекающая из статьи 45 Конституции Российской Федерации обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших (выгодоприобретателей) предполагает также необходимость установления ответственности страхователей и страховщиков, что позволит стимулировать своевременное исполнение ими своих обязанностей и значительно снизить вероятность нарушений прав потерпевших. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 г. № 17-П, закрепление в законе правила об ответственности страховщика выступает специальной гарантией защиты прав застрахованного лица, которая с точки зрения принципов равенства и справедливости адекватна положению и возможностям этого лица как наименее защищенного участника соответствующих правоотношений и должна обеспечиваться на основе упрощенных процедур получения полагающихся страховых сумм.
Предлагаемый законопроектом механизм страхования гражданской ответственности перевозчика опасных грузов вытекает из положений статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено, что законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Посредством введения обязательного страхования рисков гражданской ответственности перевозчика опасных грузов в договоре обязательного страхования потерпевшим, которые в силу пункта 3 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются выгодоприобретателями и в пользу которых считается заключенным данный договор, обеспечиваются право на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав (ст. 37, ч. 1 и 3; ст. 35, ч. 1; ст. 41, ч. 1; ст. 53 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 32.9 Закона Российской Федерации от 22 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, а также страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, являются самостоятельными видами страхования в Российской Федерации. Кроме этого, необходимость и возможность установления правового регулирования страховых отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика опасных грузов путем принятия отдельного законодательного акта вытекает из Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 927, 935 и 936 которого устанавливают, что обязательное страхование в Российской Федерации может осуществляться только на основании специального закона.
В связи с этим будущий закон в случае его принятия станет составной частью под отрасли «Страхование» гражданского законодательства Российской Федерации (030.120.160 по Классификатору правовых актов). Одновременно правовые нормы данного закона будут составлять относительно самостоятельный правовой институт транспортного права России как комплексной отрасли права.
Принятие законопроекта позволит восполнить имеющийся в отечественной правовой системе пробел, связанный с отсутствием законодательного регулирования обязательного страхования рисков гражданской ответственности перевозчиков опасных грузов на автомобильном и железнодорожном транспорте.
3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений в сфере страхования перевозок грузов железнодорожным транспортом
Центральное место в регулировании отношений в сфере страхования занимает Гражданский кодекс Российской Федерации (в первую очередь, глава 48 «Страхование»), который регулирует страховые отношения – договоры и обязательства по страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы в сфере грузоперевозок на транспорте:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения груза и имущества транспорта;
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим у перевозчика вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Положения Гражданского кодекса Российской Федерации конкретизированы в Законе Российской Федерации от 22 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в статье 32.9 которого приведена классификация видов страхования в Российской Федерации, включающая, в частности, следующие виды страхования, которые применяются в сфере грузоперевозок на транспорте:
…14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
…16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
Необходимость внедрения страховых отношений в сферу грузоперевозок вытекает из обязанности всех участников перевозочного процесса обеспечить безопасность перевозок опасных грузов. Например, в пункте 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указывается, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Таким образом, страхование гражданской ответственности перевозчиков опасных грузов относится к категории имущественного страхования и может осуществляться в настоящее время только на добровольной основе, поскольку специального федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования рисков гражданской ответственности, возникающих при перевозках опасных грузов, в Российской Федерации не имеется.
В настоящее время в Российской Федерации обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика предусмотрено только Воздушным кодексом Российской Федерации и Кодексом торгового мореплавания. Страхование гражданской ответственности перевозчиков грузов другими видами транспорта носит добровольный характер.
Анализ отечественного и зарубежного транспортного законодательства, реального состояния дел с перевозками грузов в нашей стране, изучение материалов судебной практики свидетельствуют о том, что на сегодняшний день опора исключительно на добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика в некоторых случаях исчерпала свои возможности. Обязательное страхование проводится для защиты общественно значимых интересов и представляет собой одну из форм правовой охраны имущественных интересов граждан и юридических лиц, а также других публичных интересов. В условиях большой массовости и разнообразия перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом грузов, их различной стоимости и значительности возникающих при наступлении неблагоприятного события убытков, на повестке дня остро встает вопрос о введения обязательного страхования рисков гражданской ответственности именно для перевозчиков опасных грузов. Во многих других случаях ответственность за безопасность и сохранность перевозимых грузов достаточно основательно урегулирована действующим законодательством и было бы нецелесообразным усиливать финансовую нагрузку на страхователя - перевозчика.
В отличие от добровольного страхования, построенного на основе единства воли страховщика и страхователя при заключении договора страхования, конструкция обязательного страхования предусматривает возможность понуждения страхователя к заключению договора страхования. Обязательное страхование возникает, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Следовательно, правовое регулирование отношений обязательного страхования гражданской ответственности железнодорожного перевозчика грузов может быть осуществлено только путем принятия соответствующего федерального закона. Поэтому законопроектом предусматривается введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика только в отношении опасных и некоторых других видов грузов, перечень которых должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Страхование гражданской ответственности перевозчика опасных грузов в обязательной форме имеет правовые прецеденты. Так, оно предусмотрено Конвенцией «О гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом» (КГПОГ) от 10 октября 1989 г. В Киргизии 20 июня 2008 г. принят Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика опасных грузов». Данный Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика опасных грузов и направлен на выполнение перевозчиками обязательств по возмещению убытков, причиненных третьим лицам в процессе доставки опасных грузов автомобильным, воздушным, водным и железнодорожным транспортом на территории Кыргызской Республики. В Украине вопросы страхования гражданской ответственности перевозчика регулируются Законом Украины «О перевозке опасных грузов». В ст. 22 этого Закона, которая именуется «Страхование ответственности субъектов перевозки опасных грузов и работников, принимающих участие в перевозках таких грузов», записано, что ответственность субъектов перевозки опасных грузов подлежит обязательному страхованию в установленном порядке. Во исполнение указанного Закона издано постановление Кабинета Министров Украины от 1 июня 2002 г. № 733 «Об утверждении Порядка и правил проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов в случае наступления негативных последствий во время перевозки опасных грузов». Согласно указанному постановлению страховыми рисками, с наступлением которых возникает гражданско-правовая ответственность страхователя, является вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, окружающей природной среде, имуществу физических и юридических лиц при перевозке опасных грузов.
Таким образом, принятие рассматриваемого законопроекта в российской Федерации будет в полной мере соответствовать основополагающим принципам международного права и сложившейся международной практике.
4. Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации будущего федерального закона.
Принятие федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности при перевозках опасных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом» позволит существенно повысить эффективность правового регулирования отношений, складывающихся в сфере перевозок опасных грузов, а также укрепит основы транспортной безопасности в Российской Федерации.
Основные последствия принятия и реализации указанного законопроекта будут состоять в следующем:
а) социально-экономические последствия: укрепление гарантий получения страховых сумм третьими лицами и выгодоприобретателями в установленных законом случаях, повышение ответственности страхователей и страховщиков, а также закрепление возможности направления дополнительных внебюджетных финансовых средств на мероприятия по предупреждению аварий и катастроф, связанных с перевозками опасных грузов, что, в свою очередь, повысит безопасность на транспорте;
б) политические последствия: повышение эффективности государственного управления процессами, проистекающими в сфере транспорта в Российской Федерации;
в) юридические последствия: приведение транспортного законодательства в соответствие с новыми экономическими условиями функционирования транспорта; устранение существующих пробелов и противоречий законодательства о страховании с учетом сложившейся судебной практики, а также международного опыта.
Принятие законопроекта позволит обеспечить: гарантированность прав потерпевших третьих лиц и государства на получение страхового возмещения; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности при перевозках грузов; повышение финансовой устойчивости перевозчиков посредством страховых гарантий возмещения вреда, причиненного ими жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде, в том числе с использованием механизма предварительных компенсационных выплат; повышение безопасности грузоперевозок с активным участием страховых организаций, заинтересованных в снижении вероятности наступления страховых случаев.
© 2013-2023, ООО "ДОПОГ-Транс"